Луаз 967 (ТПК), легкий колесный транспортер амфибия
| |
laplander | Дата: Среда, 05.08.2015, 11:10 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Сообщений: 8138
Награды: 31
Репутация: 66
| Луаз 967 (ТПК) - транспортер переднего края.
Все началось с первого опытного образца НАМИ 032, в дальнейшем получившим букву М и ставшим НАМИ 032М, далее 032С (с пластиковой облицовкой), первым серийным ТПК стал ЗАЗ-967, его продолжение и усовершенствование было воплощено в ЛУАЗ 967
Фотография опытного образца НАМИ 032М:
Фотография серийного ЗАЗ 967:
ЛУАЗ 967 (ТПК):
Луаз 967 – амфибия, сокращенно ТПК – транспортер переднего края. Машина производилась на базе «ушастого» Запорожца в Украине на Луцком авто заводе с 1968 до 1971 года, является разработкой НАМИ. Машина поистине уникальна и не похожа не на одну другую. ЛУАЗик имел полный привод, с подключаемыми задними колесами, 4 ступенчатую коробку с 1 понижающей передачей, блокировку дифференциала и независимую подвеску, что в значительной мере сказывалось на комфорте его эксплуатации по пересеченной местности. ЛУАЗ был оборудован лебедкой с полезной нагрузкой в 100 кг, лебедка была установлена не для самовытаскивания, а для транспортировки раненых до машины на волокушах, длинна троса 100 метров. По природе своих создателей машина была призвана обслуживать передний край боевых действий, в ее задачи входило: транспортировка раненых, подвоз боеприпасов, сбор разведывательных данных. Так же на базе этой машины устанавливались орудия различного назначения , это: пулеметы, гранатометы и даже противотанковые ракетные установки.
Эргономика ЛУАЗ-967:
Водитель сидит посередине, рычаги управления находятся между ног у водителя, а педали, сцепление слева,тормоз и газ справа. Бо бокам справа и слева сзади от водителя в пол складываются 2 сидения. Когда сидения сложены, они образуют ровный пол, для транспортировки раненых, в гражданском применении можно использовать как спальные места. Сидение водителя с откидной спинкой, руль так же может быть опущен до такого положения, когда водитель будет везти машину лежа на спине или на животе. Цельнометаллической крыши у ЛУАЗ 967 нет, он кабриолет, вместо крыши натягивается брезент на специальной раме. Не шуткой будет сказать, что эта машина летняя.
|
|
| |
laplander | Дата: Среда, 05.08.2015, 11:12 | Сообщение # 2 |
Генералиссимус
Сообщений: 8138
Награды: 31
Репутация: 66
|
Амфибийные свойства машины: На плаву эта ЛУАЗ чувствует себя не до конца уверенно, так как развивает скорость на воде всего до 2-3 км/ч, в движение приводится за счет вращения колес, водный движитель отсутствует. Данный способ переправы через водные объекты не предусматривает длительное время пребывания на воде в виду большого расхода топлива и не способности противостоять течению и волнению. Ко всему этому двигатель с воздушным охлаждением быстро перегревается не встретив встречного потока воздуха. Но, тем не менее, на ЛУАЗ 967 все по взрослому, имеется даже насос для откачки воды. Осадка машины в воде очень низкая, и резкий крен, может ловко и практически молниеносно отправить машину на дно. На этой модификации машины еще применяется задний откидной борт, в последующих модификациях борт откидываться не будет, так как являлся местом, через которое проникала вода, а в случае его не плотного закрывания приводило к затоплению машины.
Проходимость ЛУАЗ 967 При снаряженной массе всего в 930 килограмм, независимой подвеске и полном приводе этот автомобиль должен был показать чудеса проходимости, но увы, этого не произошло, в виду конструктивно маленького размера колес. Даже при такой массе пятно контакта слишком мало, чтобы эта машина уверенно чувствовала себя на неустойчивых грунтах. Опять же двигатель с воздушным охлаждением на высоких оборотах и малой скорости быстро нагревается, что не дает возможности активно использовать его в тяжелом бездорожье. У ЛУАЗа была всего одна пониженная передача, т.е. вторая пониженная и газ в пол не про ЛУАЗ. Выход из воды на топкий берег не возможен, так как ЛУАЗ 967 мгновенно вяз в трясине.
|
|
| |
laplander | Дата: Среда, 05.08.2015, 11:15 | Сообщение # 3 |
Генералиссимус
Сообщений: 8138
Награды: 31
Репутация: 66
|
В комплект машины входили два трака позволяющие использовать их в качестве моста для переезда траншей и рвов, а так же могли быть использованы в качестве подкладок под колеса на неустойчивых грунтах, по аналогии сегодня спортсменами используются сэндтраки. Стихия детища Луцкого авто завода это грунтовые дороги, пересеченная местность с достаточно устойчивыми грунтами, именно там он мог быстро и незаметно действовать даже в пылу боя.
Простота конструкции, не всегда положительно сказывается на ТТХ внедорожника-амфибии, с одной стороны лишая машину «Лишних частей» с другой обрекая не мыслимые мытарства агрегаты и экипаж. Все это мог стерпеть город, но не вода и не болото. Гражданская версия запорожца прижилась и стала общедоступным автомобилем для гражданского населения, основной проблемой запорожцев так и осталось недостаточное охлаждение двигателя, в результате мелькали хлебницы для направления встречного потока на двигатель. Не равномерный перегрев приводил к быстрому износу и даже к заклиниванию двигателя.
После в 1973 году, ЛУАЗ 967 был модернизирован и получил в названии букву М, что означало - модернизированный (Луаз 967М). Внешне он сильно не отличался от предшественника, но уже имел ряд преимуществ: мощность двигателя возросла до 37 л.с., в виду этого элементы трансмиссии были усилены, одноконтурная гидравлическая тормозная система стала двух контурной. В виду недостаточной ширины колеса у предыдущей модификации были установлены колеса с большей шириной протектора.
|
|
| |
laplander | Дата: Среда, 05.08.2015, 11:16 | Сообщение # 4 |
Генералиссимус
Сообщений: 8138
Награды: 31
Репутация: 66
| Электрооборудование было унифицировано с более распространенными в то время автомобилями Москвич и УАЗ. Механическая лебедка была установлена в металлический кожух. Задний борт был упразднен. В виду всех доработок длинна машины возросла до 3 метров 68 см, а вес увеличился с полной массы равной 950 кг до 1350 кг. И опять ширины колес и их размера оказалось недостаточно для того, чтобы машина могла свободно выходить из воды на топкий берег, и уверенно передвигаться на тяжелом бездорожье. Учитывая область применения машины, в поздних модификациях 967го лебедка была упразднена.
Технические характеристики ЛУАЗ 967 М 1978 года выпуска:
Число мест: 3 или 1+2 лежа Масса в снаряженном состоянии: 930 кг Полная масса: 1340 кг Максимальная нагрузка на ось: 831 кг - на переднюю, 509 кг- на заднюю Двигатель: МеМЗ-967А, V-образный, карбюраторный, четырёхтактный, четырёхцилиндровый, верхнеклапанный, воздушного охлаждения Мощность двигателя: 37 л.с. при 4300 об/мин Максимальный крутящий момент: 7,2 кгс.м при 2500 об/мин Диаметр цилиндра: 76 мм Ход поршня: 66 мм Рабочий объём: 1198 см° Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2 Максимальная скорость: 75 км/ч при полной нагрузке Скорость на плаву: 3-4 км/ч, движение за счет колес.
Габаритные размеры, мм: - длина: 3735 - ширина: 1445 - высота: 1790 (по тенту) -дорожный просвет: 285 мм Погрузочная высота платформы: 800 мм Применяемое горючее: А-76 Эксплуатационный расход топлива на 100 км: 10 литров Источник информации: Журнал "Автолегенды СССР" № 66
|
|
| | |
|